Задачи и
нормативные основы
Воспитание правовой культуры у школьников должно быть
направлено на осмысление человеческих прав и свобод,
формирование установки на сознательное соблюдение закона и уважительное
отношение к нему. В задачи педагогов входят формирование у
детей правового понятийного аппарата и познакомить их с основными законами, в
первую очередь касающиеся защиты прав и достоинств ребенка:
·
Всеобщая декларация прав человека;
·
Декларация прав ребенка;
·
Семейный кодекс РФ;
·
Конституция Российской Федерации;
·
Уголовный кодекс РФ;
·
Закон РФ «Об образовании»;
·
Закон РФ «О защите прав детей» и др.
Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
·
право на жизнь, право на гражданство, право на жилье,
право на образование, право на охрану здоровья и др.;
·
правила жизни в социуме, правила общения;
Право и
нравственность
Правовое воспитание
школьников связано и с морально-нравственным становлением.
Законодательные акты регулируют не только права и обязанностей граждан, но
систему запретов, обсуждение которых неизбежно выведет на разговор о добре и
зле, о том, что хорошо, а что плохо. Знание прав и свобод
способствует формированию чувства собственного достоинства, а обязанностей –
чувства ответственности. Понимание, что за те или иные действия может
последовать наказание и публичная огласка, может предотвратить
некоторые поступки детей, которые могли бы отразиться на их жизни.
Таким образом, правовое воспитание взаимосвязано с нравственным.
Методы и
формы правового воспитания
1.
Основной метод – беседа, которую организовывают и на уроках и после них. Педагог
всегда готов к разговору с ребенком о нравственно-правовых нормах. Беседа о
правах проводится в классе, группе или индивидуально. В беседе школьники
накапливают теоретические знания об основах законодательства.
2.
Классный час по правовому воспитанию.
3.
Деловая игра – интерактивная
форма – требует от всех участников, и педагога, и детей,
высокого уровня знаний и информированности.
4.
Внеклассные мероприятия (викторины, конкурсы
и др.) способствуют усвоению серьезных тем в легкой, непринужденной
обстановке.
5.
Все чаще в школах проводится тестирование, призванное
выявить склонность к возможным правонарушениям среди детей.
6.
Встречи с людьми, связавшими свою жизнь с законом и
правом.
7.
Круглые столы, на которые, кроме педагогов и детей,
приглашаются представители администрации школы, юристы и родители.
8.
Правовое воспитание в
библиотеке с ее возможностями организации тематических выставок
и мероприятий, а также необходимой законодательной литературой (кодексы,
законы, справочники и пр.).
Реализация
правового воспитания
Правовое воспитание в школе осуществляется и на уроках
и во внеурочной
деятельности. Такие предметы, как история, обществознание,
литература, безопасность
жизнедеятельности направлены в том числе и на нравственно-правовое
«возделывание» личности.
Правовое
воспитание младших школьников необходимо как этап в
формировании правовой культуры личности, однако педагог может столкнуться с
тем, что мышление учащихся начальной школы еще не способно усвоить абстрактные
юридические термины. Учителю придется переводить отвлеченные понятия на
доступный детям язык. Правовое воспитание в начальной школе неотъемлемо от
нравственного. Учителя организовывают беседы на темы: «Какие права и
обязанности есть у школьников?», «Почему взрослые решили защищать права
детей?», «Право на собственное мнение» и др. И конечно, для младших школьников
проводятся занятия в форме игры: путешествие в государственные
символы нашей страны, запрещающие и разрешающие знаки поведения
и т.д.
Единый День правовой помощи в школе
- В целях формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах, правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, воспитания уважительного отношения к законам РФ, в рамках Дня правовых знаний в школе прошли мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, изучение истории права, Конвенции о правах ребенка, основ государственного строя. Школьники стали участниками правовых игр, конкурсов, дискуссий, бесед, подготовили презентации.Был разработан план мероприятий по проведению Единого дня правовых знаний, где предусматривались изучение правоустанавливающих документов:
· Конвенция ООН «О правах ребенка»;
· Законы «Об образовании» РФ ;
· Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
· Закон «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений»;
.
Основные задачи Единого дня правовых знаний:
-акцентировать внимание учащихся на вопросах становления правового пространства России;
-помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
-способствовать развитию компетентности учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности;
-довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами;
-обобщить знания детей о личных правах человека.
День правовых знаний расширил представление учащихся о правах и обязанностях, привлекла внимание к проблеме соблюдения прав человека. Мероприятиями были охвачены 103 учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий