Сведения об образовательной организации

Правовое воспитание

Задачи и нормативные основы
Воспитание правовой культуры у школьников должно быть направлено на осмысление человеческих прав и свобод, формирование установки на сознательное соблюдение закона и уважительное отношение к нему. В задачи педагогов входят формирование у детей правового понятийного аппарата и познакомить их с основными законами, в первую очередь касающиеся защиты прав и достоинств ребенка:
·         Всеобщая декларация прав человека;
·         Декларация прав ребенка;
·         Семейный кодекс РФ;
·         Конституция Российской Федерации;
·         Уголовный кодекс РФ;
·         Закон РФ «Об образовании»;
·         Закон РФ «О защите прав детей» и др.

Учащиеся знакомятся со следующими понятиями:
·         право, закон, обязанности, правонарушение;
·         право на жизнь, право на гражданство, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и др.;
·         правила жизни в социуме, правила общения;

Право и нравственность
Правовое воспитание школьников связано и с морально-нравственным становлением. Законодательные акты регулируют не только права и обязанностей граждан, но систему запретов, обсуждение которых неизбежно выведет на разговор о добре и зле, о том, что хорошо, а что плохо. Знание прав и свобод способствует формированию чувства собственного достоинства, а обязанностей – чувства ответственности. Понимание, что за те или иные действия может последовать наказание и публичная огласка, может предотвратить некоторые поступки детей, которые могли бы отразиться на их жизни. Таким образом, правовое воспитание взаимосвязано с нравственным.
Методы и формы правового воспитания
1.   Основной метод – беседа, которую  организовывают и на уроках и после них. Педагог всегда готов к разговору с ребенком о нравственно-правовых нормах. Беседа о правах проводится в классе, группе или индивидуально. В беседе школьники накапливают теоретические знания об основах законодательства.
2.   Классный час по правовому воспитанию.
3.   Деловая игра – интерактивная форма – требует от всех участников, и педагога, и детей, высокого уровня знаний и информированности.
4.   Внеклассные мероприятия (викторины, конкурсы и др.) способствуют усвоению серьезных тем в легкой, непринужденной обстановке.
5.   Все чаще в школах проводится тестирование, призванное выявить склонность к возможным правонарушениям среди детей.
6.   Встречи с людьми, связавшими свою жизнь с законом и правом.
7.   Круглые столы, на которые, кроме педагогов и детей, приглашаются представители администрации школы, юристы и родители.
8.   Правовое воспитание в библиотеке с ее возможностями организации тематических выставок и мероприятий, а также необходимой законодательной литературой (кодексы, законы, справочники и пр.).

Реализация правового воспитания
Правовое воспитание в школе осуществляется и на уроках и во внеурочной деятельности. Такие предметы, как история, обществознание, литература,  безопасность жизнедеятельности направлены в том числе и на нравственно-правовое «возделывание» личности.
Правовое воспитание младших школьников необходимо как этап в формировании правовой культуры личности, однако педагог может столкнуться с тем, что мышление учащихся начальной школы еще не способно усвоить абстрактные юридические термины. Учителю придется переводить отвлеченные понятия на доступный детям язык. Правовое воспитание в начальной школе неотъемлемо от нравственного. Учителя организовывают беседы на темы: «Какие права и обязанности есть у школьников?», «Почему взрослые решили защищать права детей?», «Право на собственное мнение» и др. И конечно, для младших школьников проводятся занятия в форме игры: путешествие в государственные символы нашей страны, запрещающие и разрешающие знаки поведения и т.д.




Единый День правовой помощи в школе

  •       В целях формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах, правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, воспитания уважительного отношения к законам РФ, в рамках Дня правовых знаний в школе прошли мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения  несовершеннолетних, изучение истории права, Конвенции о правах ребенка, основ государственного строя. Школьники стали участниками правовых игр, конкурсов, дискуссий, бесед, подготовили презентации.Был разработан план мероприятий по проведению Единого дня правовых знаний, где предусматривались изучение правоустанавливающих документов:     

·         Конвенция ООН «О правах ребенка»;
·         Законы «Об образовании» РФ ;
·         Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
·         Закон  «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений»;
.
  Основные задачи Единого дня правовых знаний:
-акцентировать внимание учащихся на вопросах становления правового пространства России;
-помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
-способствовать развитию компетентности учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности;
-довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами;
-обобщить знания детей о личных правах человека.
      День правовых знаний расширил представление учащихся о правах и обязанностях, привлекла внимание к проблеме соблюдения прав человека. Мероприятиями были охвачены 103 учащихся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий